«В основе претензий общества к власти их упорный необъяснимый антикоммунизм...»
Сергей Аксенов

Проектом федерального бюджета на 2026−2028 годы на реализацию профильной государственной программы развития транспортной системы России будет выделено почти 6 триллионов рублей.
Об этом, в частности, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на пленарной дискуссии форума «Транспорт России». При этом глава кабмина уточнил, что до конца текущего года на эти же цели будет отпущено еще полтора триллиона.
Причем для нацпроекта «Эффективная транспортная система», стартовавшего в нынешнем январе и призванного дополнительно поддержать наиболее приоритетные направления развития отрасли, до начала 2028 г. отдельно предусмотрено более 0,5 трлн рублей.
И хотя еще неизвестно, каковы будут итоги третьего чтения проекта, понятно, что деньги на транспортную инфраструктуру выделены в общем-то солидные. Но можно ли будет по результатам их освоения сказать, что все «узкие места» расшиты?
Путешествие в вечную жизнь: вместо волшебных таблеток — традиционные ценности
Алексей Куринный: Затормозить механизмы старения вполне возможно
— То, что правительство в текущих условиях столько денег выделяет на транспортную инфраструктуру, очень даже неплохо, огромное ему за это спасибо, — отметил в беседе с «СП» доцент технического университета МАДИ и Института нефти и газа им. Губкина Андрей Голубчик.
— Правда, на мой сугубый взгляд, образно говоря, прямо вот совсем конфетку сделать не получится. В транспортную инфраструктуру нужно вкладывать и очень много. Не берусь называть точные цифры, настолько это глобально, но одно могу сказать наверняка: чтобы нашу транспортную систему превратить в идеальную инфраструктуру, триллионов нужно явно в несколько раз больше.
«СП»: Однако ведь и на такие деньги можно что-то ощутимое сделать в плане повышения, как декларируется правительством, взаимосвязанности регионов? Где у нас сейчас с этим самые заметные проблемы?
— В первую очередь нам крайне необходимо «расшивать» железные дороги на Дальний Восток. Опыт последних лет показывает, что у нас там серьезная проблема. Как минимум Байкало-Амурской магистрали и Транссибу катастрофически не хватает в тех краях сортировочных станций, которые надо бы срочно строить.
Конечно, все обещанные 6 триллионов на эти работы не отпустят, но какая-то часть денег совершенно точно позволит если не завершить в ближайшие 3 года это крайне нужное строительство, то, по меньшей мере, начать его. Или возвести хотя бы одну сортировочную станцию по последнему слову техники между Хабаровском и Владивостоком, причем поближе к последнему. А еще конкретно Транссибу остро необходим второй путь. Часть из 6 триллионов можно было бы вполне пустить на это дело.
Кроме того, надо приводить в порядок автодороги. Они, конечно, ремонтируются, но этот процесс сейчас, конечно, движется, но, фигурально выражаясь, потихонечку, и на мой взгляд его надо бы как-то усилить, форсировать. И в первую очередь, я считаю, сосредоточить усилия необходимо опять же на дальневосточном направлении.
Взять хоть пресловутый мост через Лену в Якутии, между свежепостроенной железнодорожной станцией Нижний Бестях и Якутском. Его совершенно точно нужно, наконец, построить, чтобы облегчить людям жизнь. Зимой, когда река замерзает, они туда-сюда ездят по льду. Летом, когда река оттаивает, перемещаются на лодках и паромах. А в межсезонье, вот как сейчас, сообщение между Якутском и Нижним Бестяхом просто-напросто невозможно. Мост выправил бы ситуацию, но стоимость его строительства колоссальная.
Хотя и в центральной части России ситуация с автодорогами, мягко скажем, далека от идеала. Да, они есть в принципе, но в каком состоянии? Огромное число населенных пунктов, особенно за Уралом и на Севере, просто не располагают подъездами с твердым покрытием. И далеко не только погодный фактор тому виной, в некоторых случаях таких дорог просто не существует. Так что подобный «социальный феномен» тоже неплохо бы наконец сдвинуть с мертвой точки.
«СП»: А какие-то морские и речные пути удастся улучшить и там расшить узкие места?
— Я лично не могу четко представить себе, на что конкретно государство может направить в этой сфере инвестиции. Да, можно развивать портовую инфраструктуру. Но она же почти вся у нас находится в частных руках. И там, куда зашли нормальные инвесторы, всё работает в меру их сил и возможностей.
А что еще тут можно сделать? Не океан же, в самом деле, асфальтировать. На мой личный взгляд, государство сейчас едва ли будет вкладывать какие-то весомые средства, скажем, в покупку флота.
По крайней мере в данный период времени это точно «не наша тема». Так что все, касающееся морей и рек, я полагаю, получит господдержку и уж тем более госинвестиции в гораздо меньшей степени в краткосрочной перспективе. Прежде всего, потому, что, как я уже говорил, там почти всё в руках частного бизнеса.
«СП»: Новая высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург — можно рассчитывать, что за три ближайших года, да при таком финансировании, тут все окажется в полном ажуре?
— Не совсем понимаю, для каких таких целей она сегодняшней России в принципе нужна. Правда, это мнение относительно ВСМ я сам периодически меняю на противоположное, и все никак не составлю окончательное.
Украину — в аренду? Свои предложения в мирный план внёс зять президента США
Вашингтон диктует Киеву условия окончания СВО. Какими они будут
Другое дело — автомобильные дороги. Вот они однозначно были и будут для России особенно актуальными в силу одной только протяженности наших территорий и наличия у нас технологий, позволяющих даже в суровых условиях строить новые автомагистрали гораздо быстрее, чем железнодорожные пути. Главное — выделяемые правительством довольно щедрые в действующих экономических условиях средства осваивать толково и грамотно.
«СП»: Есть повод сомневаться в том, что они будут освоены на местах бестолково и неграмотно?
— Вот на этот вопрос я ответить не могу. Будучи подкован в транспортных и логистических вопросах, абсолютно бессилен по части больших экономических игр политиков с чиновниками.
Справка «СП». Согласно предварительным данным Министерства финансов РФ, по состоянию на 1 сентября 2025 г. исполнение всех расходов федерального бюджета по всем плановым назначениям составило 65,3% (3 922,6 млрд руб.), то есть чуть более половины. А в разрезе конкретно национального проекта «Эффективная транспортная система» цифры куда более удручающие — всего лишь 44,8%. С такими темпами освоения едва ли можно рассчитывать, что эти показатели по итогам года достигнут 100%.
Следовательно, встает вопрос: а есть ли гарантии того, что и те дополнительные 1,5 трлн руб. до начала 2026 г. на транспортную инфраструктуру, обещанные правительством, как и почти 6 трлн на плановый период 2026—2028 годов, будут мало того, что точно использованы в срок и по назначению, так еще и дадут результат? Впрочем, это тема отдельного разговора. И громкие коррупционные скандалы, например, в Минобороны навевают мысль о том, что он может получиться очень острым.